Стиль
Впечатления 7 главных премьер Каннского фестиваля-2016
Впечатления

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016
С 11 по 22 мая в Каннах можно будет увидеть новые ленты Вуди Аллена, Ксавье Долана, Кирилла Серебренникова и других именитых режиссеров. Из всех премьер смотра кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян выбрал семь самых интересных.

Программа главного смотра кино, который задаст тенденции как минимум на год вперед, а в случае нового невероятного (впрочем, мало ожидаемого) открытия — и на десятилетия, пестрит звездными именами (Джармуш, Альмодовар, Лоуч, Рефн, Верховен) и возрастным разбросом — от получившего здесь два года назад приз жюри 27-летнего канадца Ксавье Долана до 80-летнего Вуди Аллена, показывающего в Каннах уже 12-й фильм из своих 47-ми.

Конечно, список интересных фильмов, заявленных в программе этого года, гораздо шире. Автор «Драйва» Николас Виндинг Рефн покажет триллер об амбициозной модели «Неоновый демон» (The Neon Demon), а Кен Лоуч — драму о жизни рабочего класса «Я, Дэниел Блэйк» (I, Daniel Black). Состоятся премьеры фильмов сразу двух румынских режиссеров — Кристиан Мунджиу участвует в смотре с картиной «Семейные фотографии» (Bacalaureat), а Кристи Пую — с лентой «Сьерра Невада». То, что Румыния, давно признанная перспективной кинодержавой, в этом году представлена в основном конкурсе сразу двумя лентами рядом с западными (и восточными — есть еще новое кино Пак Чхан-ука) мэтрами — интересный тенденциозный крен, который явно получит продолжение в следующие годы. И все же в этот список попали самые-самые.

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016
 

«Светская жизнь» (Café Society)

Вуди Аллен

Постер к фильму «Светская жизнь»

Вместо того, чтобы открывать фестиваль каким-нибудь голливудским блокбастером или откровенными неудачами вроде «Принцессы Монако», как в предыдущие годы, руководство Канн сделало фильмом открытия новую ретрокомедию Вуди Аллена, которая будет показана, как водится, вне конкурса. Аллен действительно давно вне любого соревнования. Выпуская каждое лето, в самый разгар сезона блокбастеров, свои артхаусные комедии и драмы о жизни маленького человека, он давно выработал свою уникальную формулу артистического и коммерческого успеха.

Кадр из фильма «Светская жизнь»
Кадр из фильма «Светская жизнь»

Съемочная группа его истории о молодом человеке, переехавшем в 1930-х из Нью-Йорка в Калифорнию под покровительство своего дяди — влиятельного голливудского агента, полна старых знакомых: исполнитель главной роли Джесс Айзенберг уже снимался у Аллена в «Римских приключениях» (2012), сыгравший дядю Стив Карелл — в «Мелинде и Мелинде» (2004), Паркер Поузи — в предыдущем «Иррациональном человеке» (2015), а Джуди Дэвис и вовсе актриса-талисман режиссера. Правда, на «Светской жизни» Аллен впервые работает с великим оператором Витторио Стораро, и в главной женской роли у него впервые снялась Кристен Стюарт, Белла из «Сумерек», которая в последние годы все больше становится королевой независимого кино. В России фильм выходит 21 июля.

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016

«Персональный покупатель» (Personal Shopper)

Оливье Ассайас

Постер к фильму «Персональный покупатель»

Кристен Стюарт вообще станет героиней фестиваля в этом году. Помимо работы с Вуди Алленом актриса сыграла главную роль, личного ассистента по стилю Морин, в новом фильме Оливье Ассайаса, у которого она уже снималась в его предыдущей драме «Зильс-Мария». Мало того, она стала первой иностранной актрисой, получившей за исполнение роли помощницы кинозвезды в том фильме главную французскую кинонаграду «Сезар» за роль второго плана. Стюарт вообще не новичок в моде — она была лицом Chanel и Balenciaga, а судя по тому, что известно о сюжете фильма (это паранормальная драма о привидениях) — ей не впервой дружить с живыми мертвецами. Потому что несмотря на название, это не фильм о моде, скорее — триллер об относительности реальности.

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016

«Джульетта» (Julieta)

Педро Альмодовар

Постер к фильму «Джульетта»

В своих последних двух фильмах — триллере «Кожа, в которой я живу» (2011) и комедии «Я очень возбужден» (2013) — главный современный испанский режиссер упражнялся в жанровом кино. С «Джульеттой», которая в апреле вышла в испанский прокат, Альмодовар возвращается к темам материнства и женской судьбы, принесшим ему успех еще лет двадцать назад. 55-летняя Джульетта (Эмма Суарес) пишет письмо дочери, которую не видела 12 лет, и вспоминает собственную молодость. История о женщине, которая с надеждой смотрела в будущее, но позже под давлением обстоятельств превратилась в недовольную жизнью неудачницу — более «альмодоваровскую» тему трудно себе представить. И есть шанс, что это возвращение к собственному стилю, который получается у любимого миллионами режиссера лучше всего, принесет ему награду — тем более что призы за лучший сценарий и режиссуру Каннского фестиваля у Альмодовара уже есть.

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016

«Это всего лишь конец света» (Juste la fin du monde)

Ксавье Долан

Постер к фильму «Это всего лишь конец света»

Ксавье Долана с натяжкой можно назвать заокеанским наследником Альмодовара. Два года назад разделивший приз жюри Канн с самим живым классиком Жан-Люком Годаром и снявший уже шесть полнометражных фильмов 27-летний режиссер в этом году представляет картину, которую пару десятилетий назад мог бы снять и испанский классик. «Это всего лишь конец света» — история о молодом человеке, который после долгого отсутствия возвращается в родную семью, чтобы рассказать о своей смертельной болезни. В общем, Долану всегда были близки темы отношений с родственниками (приз он как раз получил за «Мамочку») и отверженности, так что в этом году ученик будет соперничать с учителем.

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016

«Патерсон» (Paterson)

Джим Джармуш

Постер к фильму «Патерсон»

У Джармуша, которого по-прежнему, несмотря на то, что режиссеру уже 63 года, называют Джимом, долгая история хороших отношений с Каннским фестивалем. Первый приз — «Золотую камеру» — он получил здесь за свой кинодебют «Более странно, чем в раю» аж 32 года назад. Патерсон — не только фамилия главного героя, сыгранного одним из самых востребованных сейчас актеров Адамом Драйвером, но и название городка в Нью-Джерси. Патерсон — водитель автобуса, его жизнь — рутинна донельзя: маленький город, один и тот же маршрут, один и тот же бар все с тем же стаканом пива. Но Патерсон пишет стихи, и жена, что редкость, поддерживает его увлечение. Звучит как идеальный фильм Джармуша, который как никто может показать поэзию в тягучей повседневности.

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016

«Она» (Elle)

Пол Верховен

Постер к фильму «Она»

Интересно, что один из самых именитых европейских режиссеров, 78-летний Пол Верховен, только однажды участвовал в Каннском фестивале — со своим хитом 1992 года «Основной инстинкт». К счастью, в этом году отборочная комиссия включила в конкурс картины в жанрах, которые раньше считались недостаточно высоколобыми. В типичном для мастера триллеров фильме 63-летняя Изабель Юппер становится жертвой изнасилования в собственном доме и начинает независимое от полицейских расследование. Так «низкий» сюжет, когда-то бывший прерогативой Голливуда, становится вполне уважаемым артхаусом — не в последнюю очередь благодаря исполнившей главную роль актрисе. Что бы ни играла Юппер, она всему придает интеллектуальную нагрузку.

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016

«М(У)ченик»

Кирилл Серебренников

Постер к фильму «М(У)ченик»

Это единственный, помимо «Светской жизни» Аллена, фильм из списка, не участвующий в конкурсе, но интересный читающим по-русски. «М(У)ченик» Серебренникова, который все же больше известен как театральный режиссер, будет показан в программе «Особый взгляд», и это каннская премьера российского постановщика, чьи предыдущие картины «Юрьев день» и «Измена» были хорошо приняты на других престижных киносмотрах — в Локарно и Венеции. Часто обращающийся к теме молодежи, не принимающей давление современного российского общества, Серебренников снял фильм о школьнике, который пытается жить по слову Божиему, а не по школьной программе или житейским понятиям взрослых, включая родную мать. Если вы относитесь к фестивалям как к спортивным чемпионатам, и вам важно, как международное киносообщество примет фильм именно из России — это как раз тот самый случай, когда есть за кого «болеть».