Стиль
Впечатления Молчаливое страдание и месть Ди Каприо ради триумфа на «Золотом глобусе»
Стиль
Впечатления Молчаливое страдание и месть Ди Каприо ради триумфа на «Золотом глобусе»
Впечатления

Молчаливое страдание и месть Ди Каприо ради триумфа на «Золотом глобусе»

Фото: kinopoisk.ru
Триумфатор сегодняшнего «Золотого глобуса» (три статуэтки — за режиссуру, главную мужскую роль и фильм года) «Выживший» Алехандро Гонсалес Иньярриту — это драма о мести, блюде, которое лучше подавать холодным, градусов так под минус 30.

Кажется, что между двумя последними фильмами Иньярриту — «Бёрдмэном», истории об актере, который хочет вернуть себе самоуважение и карьеру на современном Бродвее, и «Выжившим», о случае с реально жившим охотником Хью Глассом из дикого XIX века — нет ничего общего. На самом деле оба фильма рассказывают о воле к жизни и свободе, только в случае с Глассом (одна из лучших ролей Леонардо Ди Каприо) речь идет не о карьерном выживании, а о физическом.

«Выживший» поставлен по одноименной книге Майкла Пунке, написанной в 2002 году, сам автор работал и над сценарием. Начитается фильм душераздирающе красивыми сценами залитого водой северного леса и невероятно снятого эпизода нападения индейцев Арикара на лагерь охотников. Кажется, будто Иньярриту регулярно спрашивал лучшего оператора современности, обладателя «Оскаров» за «Гравитацию» и «Бёрдмэна» Эммануэля Любецки: «А так можешь? А так», и тот на все отвечал утвердительно. А затем следует главная и самая обсуждаемая сцена «Выжившего»: нападение разъяренной медведицы на Гласса.

Кадр из фильма «Выживший»


Найденный товарищами под убитым им гризли растерзанный Гласс ранен и мешает остальной группе двигаться в сторону цивилизации. С ним остаются трое: сын от убитой белыми индианки Хоук (Форрест Гудлак) и два охотника — Джим Бриджер (Уилл Пултер) и Джон Фицджеральд  (Том Харди), которого все зовут Фиц.

Дальше страх, предательство, ложь и жадность приведут к тому, что Гласса, который даже не может пошевелиться после нападения медведицы (так что Ди Каприо остается играть одними лишь глазами), оставят одного на верную смерть. Все, что происходит после, — это путь постепенно излечивающегося прямо в тундре Гласса, одержимого мыслью о мести Фицу. И надо сказать, что первые два часа «Выжившего» совсем не скучно смотреть, в отличие от последнего получаса 156-минутного фильма, когда исход уже понятен.

У имеющего за плечами четыре номинации на «Оскар» Леонардо Ди Каприо (выдуманная поклонниками нелюбовь к нему Академии привела к появлению сотен смешных и не очень мемов) есть шанс получить награду за роль Гласса. Забавно, правда, что у него здесь всего 15 реплик, но, кажется, больше и не нужно — это фильм о противостоянии с природой и одновременно об умении ее использовать. Здесь слова не нужны, и Ди Каприо играет страх, понятный любому — оказаться одному беспомощным в глуши, где на тебя может наткнуться только хищник или охотник за скальпами.

Известно, что актер ради роли пошел не на одну жертву — помимо того, что фильм снимался на протяжении 80 дней в суровых условиях, вегетарианец Ди Каприо по-настоящему ел сырую печень бизона. За это одно должны давать «Оскары». В любом случае «Выживший» — вершина усилий лучших работающих сейчас в Голливуде профи: Иньярриту, Любецкого, Ди Каприо и Тома Харди в роли Фица.

Иньярриту даже уговорил легендарного музыканта Рюичи Сакамото, не работавшего в Голливуде девять лет, сочинить саундтрек. Такие простые, чистые истории о молчаливом страдании и мести сейчас, когда в кинотеатрах идут сплошь мультики и кинокомиксы со спецэффектами, и нужны — когда Ди Каприо в минуту отчаяния и горя дышит в объектив Любецкого и стекло покрывается паром от его дыхания, кажется, что между зрителем и экраном рушится последний барьер. И в этот момент только самый черствый зритель не скажет про себя: «Дайте Лео «Оскар».