Стиль
Впечатления Искусство провокации: «последняя эпатажная рок-группа на Земле»
Стиль
Впечатления Искусство провокации: «последняя эпатажная рок-группа на Земле»
Впечатления

Искусство провокации: «последняя эпатажная рок-группа на Земле»

Фото: facebook.com/FatWhiteFamily
Денис Бояринов о новой работе Fat White Family — эпатажной британской группы, песни которой порой стыдно слушать.

Широким кругам слушателей брикстонские хулиганы Fat White Family стали известны после нашумевшего клипа «Touch The Leather», в котором 3,5 минуты зрителя гипнотизировали голой мужской задницей.


Их неподцензурные песни натурально стыдно слушать, если ловить каждое слово (впрочем, с этим не всегда справляются даже носители языка): буйная рок-группа высказывается на табуированные темы с патологической прямотой, сталкивая секс с политикой. На концертах они доводят себя и толпу до бесовского безумия: вокалист Лиас Сауди, в котором соединилась ирландская и алжирская кровь, регулярно раздевается до трусов, постоянно пытается войти в прямой контакт со зрителем, а также известен случай, когда он на сцене артистично вставил себе палец в зад, а потом обмазался собственными экскрементами. За ненормативное поведение, уникальное для рок-групп в век политкоррекности, музыкальные журналисты уважительно величают Fat White Family последней эпатажной рок-группой на Земле. Не только потому, что боятся связываться с психами.

На одном из концертов группы Fat White Family                  facebook.com/FatWhiteFamily

Может показаться, что творческий метод Fat White Family сводится к тому, чтобы показать озадаченному зрителю голый зад, то есть к провокации ради провокации. Это не так. Как и перформансы Петра Павленского, песни Fat White Family — это радикальный жест, остросоциальное высказывание. Новый альбом группы ернически называется «Песни для наших мам» —  «Songs For Our Mothers» — и местами он звучит обманчиво легко: красивые и простые мелодии, убаюкивающие темпы или захватывающий танцевальный ритм, —  почти что лаунж, хоть и с иронической ухмылкой. Альбом завершает трогательная баллада, которая называется «Прощай, Геббельс». Под такие сладкие мелодии обычно поют о любви, но она написана от лица умирающего в бункере Гитлера и пытается вызвать у слушателя эмпатию к лидерам фашизма, последние полвека являющимся символами абсолютного Зла. Это не единственная песня на «Songs For Our Mothers» Fat White Family, которая пытается помянуть фашизм — британцы сочинили песню о Муссолини, а кроме того спели о наркотиках, сексуальных извращениях, домашнем насилии и серийном убийце. Словом, это не тот альбом, который стоит включать родителям.

 

С маниакальным усердием Fat White Family колют современное общество иголками в самые уязвимые места: национализм, ксенофобия, нетерпимость, насилие сексуальное и физическое. Их творческий метод — это трансгрессия. Не та, что из книг о Гарри Поттере, а та, что из книг по философии постмодернизма. Поступок, доведенный до предела, попытка перехода за границу возможного. Накаляя текст песни или концертное выступление до максимума, Fat White Family хотят выскочить на неизведанную территорию, в незнакомую ситуацию, которой управляет только господин Случай.

Лиас Сауди — как и многие британские рок-деятели, выпускник арт-колледжа — не изобретал девиантно-провокаторскую стратегию поведения. Fat White Family учились искусству провокации по анналам рок-н-ролла. Среди их ролевых моделей, причем не только поведенческих, но и музыкальных: Джим Моррисон, который был осужден правительством США за попытку мастурбации на сцене; уже полвека выступающий с голой грудью Игги Поп, который расширил набор шокирующих сценических приемов до максимума; могикане электро-панка Suicide, каждое выступление которых в 1970-х заканчивалось кровавой дракой музыкантов со зрителями; группа Sex Pistols, придуманная студентом арт-колледжа Малькольмом Маклареном и глумившаяся над политическими символами Британии по заветам ситуационизма; блистательный рок-дегенерат ДжиДжи Аллин, который обещал покончить на сцене жизнь самоубийством, но не исполнил своего намерения из-за саморазрушительного образа жизни; словенские концептуалисты Laibach, использующие в своем музыкально-философском театре нацисткую и тоталитарную символику.

Так что как ни странно, но за черной ширмой, на фоне которой мелькает голый зад Fat White Family, припрятан весомый культурный багаж.