Стиль
Здоровье Владелец «СМ-Клиника» — о развитии бизнеса и возможностях частной медицины
Стиль
Здоровье Владелец «СМ-Клиника» — о развитии бизнеса и возможностях частной медицины
Реклама

Владелец «СМ-Клиника» — о развитии бизнеса и возможностях частной медицины

Николай Смыслов
Николай Смыслов
В июне многопрофильный медицинский холдинг «СМ-Клиника» отмечает двадцатилетие. О пути, который прошла компания за эти годы, и о приоритетах в бизнесе рассказывает генеральный директор холдинга Николай Смыслов

С чего все начиналось в 2002 году и какой «СМ-Клиника» встретила 20-летие?

Все началось со стоматологического кабинета. Из клиники площадью 750 кв. м постепенно вырос холдинг, который, по данным Forbes и других аналитических деловых изданий, входит в пятерку крупнейших частных медицинских организаций страны. Сегодня в группе компаний — 25 клиник, восемь круглосуточных стационаров и 13 дневных. Мы делаем до 50 тыс. операций в год, оказываем помощь по 45 направлениям медицины, включая такие сравнительно и просто редкие, как аритмология, рентгенэндоваскулярная хирургия, гематология, артрология, генетика и другие.

Очень серьезный рост. Что вы сейчас, оглядываясь назад, можете назвать краеугольным камнем, основной ценностью компании?

Члены команды «СМ-Клиника» — наша главная ценность. Эту точку зрения я не меняю вот уже два десятилетия и не вижу в этих словах ничего пафосного. Многих из тех, с кем я работаю бок о бок, знаю лично: с кем-то мы начинали строить компанию, кто-то присоединился к нам позже. Их всех я считаю близкими, родными людьми. Сейчас у нас работают около 5 тыс. врачей и медицинских сестер. Это люди, которые постоянно учатся, осваивают новые навыки, повышают свою квалификацию. Конечно, сотрудники холдинга — не только врачи и медсестры. Это все специалисты, которые помогают пациенту на каждом этапе получения медицинской помощи: администраторы и руководство клиник, менеджеры по госпитализации. «СМ-Клиника» — это дружная команда, которой я горжусь.

Фото: пресс-служба

Какие ключевые события в истории становления компании вы бы перечислили?

Выделю несколько принципиальных моментов — так будет проще.

Через несколько лет после появления компания стала двигаться в Северную столицу и регионы: в 2008 году была открыта первая «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге на проспекте Ударников. В 2014 году вышли в Московскую область, в 2018 году открылась клиника в Рязани, в январе нынешнего года — в Иванове. Таким образом, сегодня холдинг представлен в пяти регионах России. Между клиниками в разных городах есть особые внутренние связи: например, житель Иванова вполне может сдать анализы у себя в городе, а затем, если это нужно, приехать оперироваться в Москву, уже имея на руках готовые результаты. Удобно? По-моему, очень. Наши московские врачи совершают командировки в другие города — оперируют вместе с коллегами, обмениваются опытом. Я считаю, что это очень позитивное и правильное дело.

Второй принципиальный момент — оснащение клиник, медицинское оборудование. На старте холдинга оно соответствовало своему времени, но медицинская техника постоянно развивается, воплощаются на практике новые открытия. Мы довольно быстро поняли, что лучше работать на самом современном оборудовании, регулярно обновляя парк. Только имея хорошую диагностическую аппаратуру, можно не пропустить какую-нибудь сложную патологию у пациента. В конце нулевых годов у нас в одной из первых клиник стояли магнитно-резонансный, компьютерный томограф, рентген, которые значительно отличались от современных аппаратов: в них было меньше функций, они меньше всего умели. Но уже тогда это была техника, произведенная нашим надежным партнером — компанией Siemens, с которой мы интенсивно сотрудничаем до сих пор.

Сейчас в разных медцентрах «СМ-Клиника» установлены шесть МРТ-аппаратов и десять компьютерных томографов, я уже не говорю про видеоэндоскопы, УЗИ (в том числе «Фиброскан») и другое оборудование. В 2019 году в «СМ-Клиника» на Новочеремушкинской улице появился второй на тот момент в России и единственный тогда в Москве робот-рентген, который позволяет делать трехмерные снимки и сшивать их так, что любой участок организма пациента оказывается как на ладони. При этом самого пациента не надо поднимать, ворочать, перемещать — штатив с рентгеновской трубкой движется вокруг стола, на котором лежит пациент.

В клинике на Сенежской улице сейчас установлен сименсовский компьютерный томограф, с помощью которого можно выполнять исследования пациентам весом до 227 кг. Там же мы буквально в этом году установили магнитно-резонансный томограф MAGNETOM SOLA. Он рассчитан на пациентов, чей вес доходит до 200 кг. Аппаратов, которые выдерживают больший вес, на данный момент нет, 227 кг и 200 кг — предельная весовая нагрузка для КТ и МРТ. Такие томографы просто незаменимы в клинике на Сенежской, ведь на ее базе открыт наш центр бариатрической хирургии (хирургии ожирения).

Фото: пресс-служба

Вы рассказали о региональном развитии и оснащении клиник. А что касается медицинских направлений? Знаю, что в холдинге функционируют центры специализированной помощи, центры компетенций. Как они появились и какие возможности для лечения там есть у пациентов?

В каждом из таких профильных центров можно пройти полный цикл лечения: от диагностики до хирургического вмешательства и последующего восстановления. Я уже упомянул про центр бариатрической хирургии — хирургического лечения избыточного веса. В 2013 году мы открыли онкоцентр, основная база которого находится в «СМ-Клиника» на Волгоградском проспекте и где проводятся обследования пациентов, операции по удалению опухолей, курсы химиотерапии и даже редчайшая для нашей страны HIPEC-терапия — «горячая» внутрибрюшинная химиотерапия, которая продлевает жизнь пациентам c IV стадией некоторых видов рака.

В 2014 году открылся Центр репродуктивного здоровья. Здесь наши врачи вот уже восемь лет успешно реализуют вспомогательные репродуктивные технологии (в том числе ЭКО), занимаются ведением беременности, лечением бесплодия и других заболеваний. Здесь мы также делаем ставку на передовое оборудование: мультигазовые инкубаторы, воссоздающие естественные условия, с системами непрерывного обеззараживания и поддержания оптимальной температуры; криохранилище; УЗИ экспертного класса с программным обеспечением Astraia для будущих мам. Благодаря нашим неравнодушным компетентным врачам, актуальным технологиям, аппаратам экспертного класса нам часто удается помочь тем, кто уже отчаялся стать родителем. Разве это не прекрасно?

Во второй половине 2010-х годов появились еще несколько центров компетенций, например центр сердечно-сосудистой хирургии в «СМ-Клиника» на Волгоградском проспекте. Там работает профессиональная команда кардиологов и кардиохирургов, установлен великолепный ангиограф, позволяющий делать аккуратные и точные операции на сердце и сосудах. Причем такие, после которых пациент иногда выписывается уже на следующий день, поскольку техника проведения вмешательства не предполагает открытых разрезов, все делается через небольшие проколы.

Я бы хотел упомянуть и наш флебологический центр, центр офтальмохирургии, лечения гепатитов, центр травматологии и ортопедии и многие другие. Все они, думаю, заслуживают отдельного рассказа. В каждом из них ведут прием пациентов и оперируют в том числе доктора и кандидаты медицинских наук, известные не только в России, но и за рубежом. К ним на лечение приезжают пациенты из других стран. Это о многом говорит.

Все центры компетенций работают на базе наших многопрофильных медицинских клиник.

Нам часто удается помочь тем, кто уже отчаялся стать родителем.

В холдинг, помимо центров компетенций и взрослых клиник, входят одна детская и большое количество детских отделений в медцентрах семейного формата. В чем особенность работы с пациентами до 18 лет?

В детских отделениях и клинике мы организовали все таким образом, чтобы ребенку было приятно к нам приходить. Простой пример из практики детского стационара: не только малыш, но и подросток обычно не хочет лежать в палате без родителей. Почему его нужно изолировать? Вместе с ним должны находиться родители, чтобы все чувствовали себя комфортно, поддерживали друг друга. И это необязательно может делать один родитель — почему не оба, если вся семья этого хочет? И такую возможность мы своим пациентам даем.

Думаю, что не ошибусь, если скажу так: педиатр или детский хирург — врачи, которые должны быть настроены на своих пациентов больше, чем кто бы то ни было. Только тогда родители будут спокойны. Отношение к маленьким пациентам не может быть формальным, тем более пренебрежительным — придя к нам, ребенок должен ощутить, что каждый относится к нему с любовью и вниманием.

А еще в детских отделениях семейных медцентров сотрудники помогают родителям «открыть визит»: здесь есть комнаты матери и ребенка; в кафе при клиниках можно выбрать блюда, которые подходят детям разных возрастов; в процедурных кабинетах медсестры используют ультратонкие иглы-бабочки. Мы стараемся предусмотреть и реализовать как можно больше таких удобных сервисных решений для родителей с детьми.

Фото: пресс-служба

Когда встает вопрос «куда идти лечиться», сразу же взвешиваешь все за и против. Можете назвать ваши персональные за в пользу частной медицины?

Есть категория людей, которые доверяют свое здоровье государственным поликлиникам и больницам. У них есть свои причины и аргументы так поступать. Я считаю, что в случае с лечением (например, онкологического заболевания) время оказывается главной ценностью. И ждать, пока тебе выделят квоту, пока ты сможешь попасть на прием к узким специалистам, пройти обследование и тем более прооперироваться, не всегда оправданно. В XXI веке экономить время хотят многие из нас, и не только те, кто тяжело болен. Это время лучше направить на что-то полезное: на семью, работу, поездки, саморазвитие.

Кроме того, что в частной клинике помощь оказывается быстро, есть возможность получить ее со всеми удобствами — начиная от онлайн-записи к специалистам через форму на сайте или личный кабинет и заканчивая возможностью просто пообедать в кафе, не выходя из клиники. Не съесть принесенный с собой бутерброд всухомятку или запивая его водой из пластиковой бутылочки, а насладиться, сидя за столиком, полноценным вкусным обедом, состоящим из трех блюд. У нас в клиниках это тоже предусмотрено.

Огромное значение имеет качество проводимых исследований. Про наше оборудование я уже сказал. Мы будем стремиться и в дальнейшем приобретать самые современные модели аппаратуры для диагностики.

Кстати, все, что я перечислил, — это не только мои собственные за. Я и мои помощники проводим достаточно много времени, изучая внешние и внутренние данные, собираем статистику, анализируем отзывы пациентов, обращения в службу клиентской поддержки. И точно знаем, чего хочет пациент. По крайней мере, наш.

Каков главный девиз холдинга?

Он не меняется все 20 лет: «Здоровье пациента превыше всего». Для меня важно, что 90% пациентов приходят к нам больше одного раза. Они возвращаются, потому что им у нас понравилось. В 2021 году мы приняли более 600 тыс. пациентов. Цифра, согласитесь, впечатляющая.

Помогает ли вам заниматься бизнесом ваша семья?

Оба сына работают вместе со мной. Один из них врач, хирург, и одновременно мой первый заместитель, другой занимается развитием — открывает новые клиники. Супруга руководит двумя направлениями внутри холдинга.

Я строил бизнес так, чтобы у него были гибкость и одновременно устойчивый фундамент, так, чтобы он мог выстоять при самых разных жизненных обстоятельствах. Моя семья в этом — моя опора.

Есть прекрасные примеры клиник в США, Испании, которыми руководят поколения одной семьи. А история одного американского медцентра насчитывает ни много ни мало 150 лет. Эти медицинские организации очень успешны и известны далеко за пределами своих стран: их знают пациенты, знает профессиональное сообщество. Преемственность базовых принципов, стилей управления позволяет им сохранять лучшие традиции и в то же время расти, принимать новые идеи эволюционно, без потрясения всех основ. Я ориентируюсь на этот опыт. Такая стратегия позволяет сосредоточиться на содержании деятельности, на качестве медицинской помощи, и в конечном счете от нее выигрывает пациент. Ведь именно он главный в медицине.

Подводя итог нашей беседы, я бы хотела спросить, что для вас особенно значимо в свете юбилея? Уже пройден большой путь, при этом холдинг развивается, движется вперед, наверняка ставятся новые цели. Что в этой ситуации самое радостное?

Отвечу так: настоящая радость — делать то, что действительно нужно людям. Я в это верю и руководствуюсь этим чувством.

Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом.