Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Путешествия Удариться в традиции: как на самом деле проходит «Октоберфест» в Мюнхене
Путешествия
Удариться в традиции: как на самом деле проходит «Октоберфест» в Мюнхене
Глава часового направления LVMH Жан-Клод Бивер, глава Meindl Маркус Майндль и генеральный директор Hublot Рикардо Гвадалупе
© пресс-служба Hublot
Почему мюнхенский «Октоберфест» хоть и массовый, но далеко не народный, как тут рекой льется не только пиво, но и шампанское, и почему теперь дирндль за несколько тысяч евро — не предел самовыражения для тех, кто может себе это позволить.

«Мы с друзьями отдыхали в Греции, и тут нам позвонил один наш приятель и спросил: вы на «Октоберфест» поедете? Мы говорим: когда? Он отвечает: сейчас, осталась пара дней до окончания. Не поверите, но мы сели в машину и без остановки (ну кроме как для заправки) промчали все расстояние до Мюнхена, чтобы успеть. Успели, напились пива, я литров пять точно выпил, и мне потом было не очень хорошо. Это было много лет назад, я был молод и беден, поэтому ночевали мы в машине где-то в поле, пьяные и довольные», — вспоминает свое первое посещение знаменитого фестиваля глава часового направления LVMH Жан-Клод Бивер.

В 2017-м он приехал на «Октоберфест» совершенно по-другому: в традиционном баварском костюме от существующей с 1683 года и производящей трахты класса люкс семейной мануфактуры Meindl («трахт» — традиционная баварская одежда, которую принято носить в дни «Октоберфеста», женское платье с фартуком называется «дирндль», а мужской костюм с расшитыми кожаными шортами — «лидерхозе»). В 2017-м он вместе с генеральным директором Hublot Рикардо Гвадалупе гуляет гостей в ВИП-секции шатра Kaefer (шатер считается самым «гламурным» из всех, а уж ВИП — тем более).

В 2017-м бутик Hublot на престижной Максимилианштрассе украшен не менее традиционными, чем трахты, пряниками и слоганами Hublot loves Bavaria, ну и главное: в 2017-м тут представляют первые часы, созданные специально для «Октоберфеста», — Big Bang Bavaria в бронзовом корпусе (такой в Hublot используют впервые) с двумя сменными кожаными ремешками, изготовленными и расшитыми вручную на упомянутой Meindl. Маркус Майндль, продолжатель семейного дела, представляет часы вместе с Бивером и Гвадалупе.

Часы Big Bang Bavaria, Hublot, лимитированная серия из 100 экземпляров
© пресс-служба Hublot

«В серии всего 100 экземпляров, но в продаже будет только 99, одни я, пользуясь привилегированным положением, куплю себе», — шутя говорит Бивер. «Только 98, — парирует Гвадалупе, — и я уверен, что проданы они будут молниеносно!» И эту уверенность главы Hublot можно смело разделить, ведь не только пиво, но и деньги на «Октоберфесте» льются рекой — в стремлении уважить традиции богатые баварцы и иностранные гости самого массового фестиваля мира готовы подписывать чеки с большим количеством нулей. Даже создание Big Bang Bavaria не было неким маркетинговым ходом Hublot: идея часов была подсказана полгода назад клиентом из Австрии. В разговоре с ним же появилось имя Meindl как производителя лучших традиционных нарядов. Идея понравилась лично Биверу, и ее было решено превратить в лимитированную серию, представленную во время «Октоберфеста».

Проводимый в течение 16 дней в сентябре-октябре «Октоберфест» — фестиваль по-настоящему огромный. Судите сами: он занимает территорию в 420 тыс. кв. м, а посещают его более 7 млн человек. И было бы ошибкой думать, что это исключительно массовое народное гулянье, с одной стороны — да, но и тут есть много вещей с пометой «ВИП». И тут выпивают не только почти 7 млн л пива, сваренного специально для фестиваля мюнхенскими пивоварнями (самая старая из них основана в 1328 году), но и 42,5 тыс. л шампанского (статистика прошлого года), и речь идет о магнумах от самых дорогих производителей.

Фото: Jeremy Moeller/Getty Images

Организаторы готовятся к фестивалю с немецкой основательностью и сильно заранее. Огромные шатры в несколько этажей (каждый вмещает от 6,5 тыс. до 9,5 тыс. человек) устанавливают в районе Терезиенвизе еще в июле. По подсчетам местных экономистов, «Октоберфест» добавляет экономике Мюнхена больше €1 млрд — потраченных на отели, транспортировку, еду, напитки и пр.

Посетителям тоже надо готовиться заранее: букировать хороший столик в одном из шатров, как говорят завсегдатаи, надо не позднее марта (обойдется он от €40 на человека с включенными закусками и парой напитков, которыми дело, конечно, не ограничится). Можно посетить фестиваль и без столика — просто гулять по территории, стреляя в тирах, катаясь на американских горках (а «Октоберфест» — это настоящий Диснейленд для взрослых, вернее даже — для нетрезвых взрослых) и приобретая напитки и еду в барах на улице, но, как утверждают те же завсегдатаи, без столика с литрами пива и шампанского и тонной традиционной баварской еды (разумеется, в основном мясной: в нашем Kaefer в меню были паштеты, колбасы и твердые сыры на закуску, которые употреблять надо было с традиционными брецелями, закусывая свежей редиской и маринованными огурцами, и утка на горячее) не так весело и интересно.

© Philipp Guelland / Getty Images

Еще раньше, чем о столике, надо подумать о костюме: качественный дирндль обойдется в сумму от €800, лидерхозе — и того дороже. Хорошим тоном тут считается шить костюмы на заказ. Традиционные лучше всего приобретать у того же упомянутого Meindl, другой хороший вариант — дизайнерские костюмы. Их создают по случаю и марки вроде Escada, и местные дизайнеры. Интересные дирндли с принтами с африканскими мотивами продают в Noh Nee Dirndl à l’Africane.

Безумный микс, основанный на традициях, вообще в основе «Октоберфеста». Так, например, встреченный мною американец был удивлен, что в шатрах играет далеко не только традиционная немецкая музыка. «В одном был старый американский рок, в другом — чуть ли не ABBA», — делился впечатлениями он.

Но какую бы ты музыку ни слушал, что бы ни делал на фестивале, какой бы напиток ни выбрал и на какой бы аттракцион ни купил билет, главное тут — предаваться атмосфере безудержного веселья, такого, как будто завтрашнего дня не существует. Такого, как будто никакой немецкой сдержанности, обстоятельности и осторожности тут нет и в помине.

© Joerg Koch/Getty Images

Но к концу 16-го дня все встает на свои места. Тут тысячами теряют очки, зонтики, паспорта и ключи от квартиры, как на любом фестивале, но — и такое может быть только в Германии — находится более 70%. Даже наличные деньги. Даже невостребованное до конца фестиваля в бюро находок (сотрудники тщательно изучают забытое и делают все возможное, чтобы связаться с владельцем и организовать доставку). «Октоберфест» заканчивается, и все снова приводится к идеальному порядку. На память остаются купленные сувениры, трахты, а теперь у 100 счастливчиков — еще и специальные часы, которые, кстати, в отличие от всего прочего можно прекрасно носить и за пределами праздника.