Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Путешествия Сингапур: от мишленовской уличной еды до «Формулы-1»
Путешествия
Сингапур: от мишленовской уличной еды до «Формулы-1»
Сингапур, долгие годы считавшийся перевалочным пунктом на пути в другие азиатские страны, уверенно превращается в самостоятельную цель. Как в дни проведения Гран-при «Формулы-1», так и в любое другое время.

Пожалуй, единственное место на Земле, где синоптики никогда не ошибаются со своим прогнозом, — это Сингапур. 12 месяцев в году и 24 часа в сутки здесь около 31°C и 80% влажности. После 11-часового перелета идея погулять по сауне кажется сомнительной, а бег с препятствиями в попытке прорваться сквозь почти полностью перекрытый для движения город — уже и вовсе тяжелым сновидением. Добро пожаловать в Сингапур, принимающий у себя королеву автоспорта!

В обычное время в Сингапуре почти нет автомобильных пробок. Справиться с ними помогла крохотная ежегодная квота на предоставление платного (около 40 тыс. сингапурских долларов) разрешения на владение автомобилем, 100% налог на ввозимые автомобили, а также дорогая страховка, платная парковка и платный проезд через центр. В итоге иметь автомобиль могут позволить себе только очень состоятельные люди, но и они предпочитают пользоваться общественным транспортом и такси.
© Marka/UIG via Getty Images

Ради временной трассы длиной чуть более 5 км, проложенной по обычным улицам, в течение семи дней сингапурцы, более всего ценящие порядок и постоянство, вынуждены терпеть страшные мучения от невозможности проехать или пройти своим привычным маршрутом. В 2008-м, когда в городе впервые выросла гоночная трасса Marina Bay, случился настоящий коллапс — центр охватила бесконечная пробка, а людей — глубокий шок. Спустя восемь лет власти научились лучше регулировать движение, сделали дополнительный выходной день перед гоночным уик-эндом, а местные поняли, что все это можно пересидеть дома. Вместе с тем они очень гордятся тем, что принимают у себя этап Гран-при, рассказывают, в каком году видели гонку воочию, и обязательно смотрят ее по телевизору — единственную за весь сезон.

Вполне вероятно, что в 2017-м Гран-при Сингапура пройдет в последний раз, и это весомый повод для поездки на этот этап.

В нынешнем сезоне сингапурская Marina Bay — одна из трех городских трасс (среди которых также легендарное Монако и появившийся в этом году Баку). Однако, это первый в истории F1 и до сих пор единственный ночной этап (на освещение трассы требуется 1600 мощных огней — в прошлом году компания Philips вложила в него почти $8 млн). Также сингапурский этап примечателен тем, что в каждой гонке на трассе непременно появлялась машина безопасности, а время от времени то веселый британский болельщик, то маршал, убегающий от едущих на 300 км/ч болидов, то «гигантская» (по словам 18-летнего гонщика команды Red Bull Макса Ферстаппена) ящерица. Вот она ирония судьбы во всей красе: ежегодно на строительство трассы и проведение гонки тратится около $150 млн, а в памяти останутся пара аварий и несколько самых удачных мемов из сети.

На современном болиде «Формулы-1» установлено около 400 датчиков, которые передают данные со скоростью 128 Гбайт/с. Это эквивалентно 18 639 песням в секунду.

© Mark Thompson/Getty Images

В связи с колоссальной стоимостью и сложностью организации этого ночного городского этапа, вполне вероятно, что в 2017-м новый контракт уже не будет подписан, и самая шикарная рекламная кампания Сингапура завершится. Если это правда, то это дополнительный повод увидеть все своими глазами в следующий раз, 1 октября 2017-го, и накануне гоночного уик-энда прогуляться по самому дорогому в мире коридору из стальных ограждений, собственно, и являющихся трассой. Для этого не надо быть заядлым фанатом «Формулы-1». Более того, даже лучше им не быть вовсе, поскольку ТВ-картинка, создающаяся для более чем 400 млн людей по всему миру, конечно, превосходит то, что можно увидеть непосредственно на гонке даже с самых дорогих мест. Зачем же тогда тратить 300-2200 сингапурских долларов (13 тыс. — 98 тыс. руб.) только на билет на трибуну? Когда между шопингом и ланчем встречаешь в Marina Bay Sands Дженсона Баттона, улыбаешься ему, а он улыбается как будто в ответ, все вопросы отпадают. Автоматически чувствуешь себя частью того пленительного и наверняка волшебного мира, где самые быстрые гонщики — миллионеры и красавцы, а шампанское наверняка всегда льется рекой. Впрочем, все же вероятность поиграть перед ужином в гольф с Льюисом Хэмильтоном ничтожно мала, но выпить пива и поговорить по душам с одним из его механиков в одном из баров Чайнатауна — достаточно велика. Прелесть сингапурского этапа как раз в том, что весь город становится грандиозными декорациями, а люди — не зрителями, а, скорее, участниками этого пышного и не без излишеств представления «большого цирка».

Уровень не только ресторанной, но и уличной еды в Сингапуре настолько высок, что местным лоточникам «Мишлен» уже вовсю раздает свои «звезды».

Лучшая возможность себя показать, на других посмотреть, а заодно и на яркий ночной Сингапур — многочисленные тусовки, например в Sky Grandé Prix на 45-м этаже Land Tower на Raffles Place или в соседнем 1-Altitude на высоте 282 м с круговой панорамой всего города. Вечеринки, заявленные как F1 after-party, проходят еще в десятках лаунжей, клубов и баров. И хоть в один из них обязательно стоит зайти за сногсшибательным видом и парой коктейлей, которые в Сингапуре делают на совесть. В частности, в баре Manhattan в отеле Regent Singapore, A Four Seasons Hotel без вида, но зато с номером 5 в рейтинге азиатских баров (Asia’s 50 Best Bars by Drinks International) и №35 среди лучших баров в мире (World’s 50 Best Bars).

Отдельным пунктом, обязательным к посещению, стоит Long Bar в историческом Raffles Hotel Singapore. Именно здесь в 1915 году был изобретен коктейль Singapore Sling, ставший национальным достоянием. Помимо того, что он очень вкусный и его приятно пить в любую жару, это, по легенде, которой придерживаются в самом отеле, первый алкогольный коктейль, изобретенный специально для женщин, чтобы те не грустили и не скучали, пока их мужья наслаждаются своими крепкими напитками. Всем посетителям этого бара подают неочищенный арахис, скорлупу от которого можно бросать на пол. Эта странная затея придумана для того, чтобы заявить, что Long Bar является единственным местом в Сингапуре, с его строгими законами, где можно намусорить и не сесть за это в тюрьму. На самом деле, будучи цивилизованным человеком, вопреки многочисленным страшным историям и статьям в прессе, в Сингапуре можно легко провести неделю и не попасть за решетку. Для этого достаточно просто не бросать на улицах мусор, окурки и жвачки и не ходить с напитками в стаканах без крышек. Еще законы запрещают возить в общественном транспорте дуриан. Но, поверьте, это действительно для вашего же блага! Если захотите гастрономических впечатлений, отправляйтесь на рынок в районе торгового центра Bugis Junction. Там вы найдете прилавки с уже почищенным и нарезанным на куски дурианом, к которому даже полагается одноразовая полиэтиленовая перчатка.

Других серьезных приключений с едой в Сингапуре не сыскать. В отличие от многих стран Юго-Восточной Азии, здесь очень строгие санитарные требования, и любая уличная лавочка имеет нисходящую вниз маркировку от А до D, причем, C и D практически не найти, а A и B соответствуют самым высоким нормам.

Marina Bay Sands
© marinabaysands.com

Самое популярное место, где обычно едят местные — это фудкорты в торговых центрах, которые предлагают все на свете, кроме бургеров. Сингапурская кухня — это, в основном, сочетание китайских, индийских и малайских традиций, а также небольшое влияние всех прочих соседей и колонизаторов-англичан. Поэтому, скажем, в Marina Bay Sands можно провести полдня, выбирая между лапшой, рисом, димсамами, уткой по-пекински, карри, сате, лаксой, морепродуктами и разнообразными супами. Сингапурцы очень любят поесть и поговорить о еде. Они называют еду фактором культурной идентичности и одновременно способом сближения представителей разных национальностей и вероисповеданий. При этом готовить дома из-за высокой стоимости воды и электричества могут позволить себе только состоятельные люди в качестве хобби. Поэтому уровень не только ресторанной, но и уличной еды настолько высок, что местным лоточникам «Мишлен» уже вовсю раздает свои «звезды». В этом году впервые в истории гида внимания и одобрения критиков были удостоены представители традиционной дешевой уличной еды — две закусочные Hill Street Tai Hwa Pork Noodles и Hong Kong Soya Sauce Chicken Rice & Noodle в китайском квартале.

Очередь в стрит-фуд-киоск Hong Kong Soya Sauce Chicken Rice & Noodle
© tripadvisor.ru | wilsonhocw

Стоимость блюд в них от $3 до $5, а очередь теперь на час-два. Приходить туда нужно утром, потому что после обеда в этих новых мишленовских «ресторанах» площадью 2 квадратных метра просто-напросто могут закончиться продукты, и персонал, занимающийся уборкой, не будет особенно приветлив, не без раздражения каждую минуту повторяя вновь пришедшим туристам «мы закрыты». Если так случится, можно выбрать любого из сотен торговцев по соседству, чьи крохотные киоски тянутся бесконечными непрерывными рядами в убогом многоэтажном комплексе, где за общими длинными столами теперь сидят не только пожилые выпивохи, за частоколом из пустых пивных бутылок играющие в нарды, но и европейские гурманы, фотографирующие лапшу за $2 на новый iPhone. Найти что-то более изысканное в менее экстравагантной обстановке легко в районе Кларк Ки или на Ocean Way в тихой уютной марине на острове Сентоса. И совершенно точно — на Сингапурском фестивале еды, который ежегодно проходит в июле.

Двух-трех дней в Сингапуре достаточно только для того, чтобы понять, что сюда обязательно нужно вернуться как минимум на неделю.

Ходит мнение о том, что для Сингапура достаточно двух-трех дней. На самом деле этого хватит только для того, чтобы понять, что сюда обязательно нужно вернуться как минимум на неделю. В одном лишь самом коротком списке топ-10 мест, обязательных к посещению, на каждый пункт захочется потратить гораздо больше времени, чем нужно для чекина в Instagram. Это и Gardens by the Bay с двумя его кондиционированными оранжереями и «супердеревьями», как из «Аватара», и смотровая площадка на крыше Marina Bay Sands, и три старых этнических квартала, и 165-метровое колесо обозрения, с которого прекрасно видна Малайзия, и канатная дорога, чтобы все-таки вспомнить, что Сингапур — это, прежде всего, порт, и аквариум на острове Сентоса, и колониальные постройки, и национальная галерея, и масса небольших музеев с выдающимися выставками. И много-много часов для прогулок, куда глаза глядят и сколько ноги идут, чтобы наслаждаться очень гармоничным городом — его дружелюбием и достигшим абсолюта космополитизмом, взаимосвязью природы, колониальной и современной архитектуры, драйва и спокойствия. Здесь все, несмотря на десятки зданий высотой более 170 м, соразмерно человеку, на фасадах некоторых небоскребов растет зелень и струится вода, а утром даже на 30-м этаже при закрытых окнах слышно пение птиц.

Но и когда абсолютно все заглушает рев моторов, это тоже абсолютно созвучно и органично высокотехнологичному Сингапуру, а жалобы местных и смятение таксистов не более чем свидетельство того, что они просто привыкли всегда жить в безусловном комфорте. Сам же город легко выдерживает насилие «Формулой-1» над собой, потому что ему это искренне интересно и потому что все, что может происходить, может происходить только тут, в самом его центре, потому что его загород — это уже огород Малайзии и Индонезии.

Тут же, на фоне национальной галереи и старого парламента с одной стороны и делового центра с другой, на главной сцене, окруженной огромной и мягкой зеленой лужайкой в дни Гран-при проходят грандиозные концерты под открытым небом. В последний раз хэдлайнерами стали Кайли Миноуг, Queen + Adam Lambert, Imagine Dragons и Bastille — приятный бонус, на самом деле стоящий того, чтобы быть даже самоцелью. Ближайшие к этой зоне трибуны Padang Grandstand находятся почти вплотную к сцене. Это лучший вариант, чтобы целиком послушать и все концерты до и после гонки, и жужжание формульных моторов на длинной прямой между 9 и 10 поворотами. Билет на эту трибуну стоит 27 тыс. руб. Но почувствовать атмосферу «Формулы-1» действительно дорогого стоит.