Стиль
Впечатления Будни в небе: как работают стюардессы
Впечатления

Будни в небе: как работают стюардессы

Фото: depositphotos.com
Зачем стюардессе в одном чемодане купальник и шерстяные носки, кто кормит пилотов и чем российские пассажиры отличаются от иностранных — «РБК Lifestyle» поговорил с бортпроводниками российских авиакомпаний об особенностях их работы.

 

Екатерина Патралова
26 лет


бортпроводник класса «Империал»
стаж в «Трансаэро» 3 года

 

О том, чем бортпроводница класса «Империал» отличается от обычной

 

Это совсем другие стандарты обслуживания, более индивидуальный подход. Например, мы кормим наших гостей не тогда, когда придет время, как в экономическом классе, а когда они пожелают. Всю еду мы должны сервировать, украшать, знать состав блюд. В напитках нужно разбираться: какая где выдержка, какой букет. Если у пассажира аллергия на чеснок, я должна знать, что ему предлагать категорически нельзя. Плюс у нас даже пижамы и постельное белье есть, а кресла раскладываются в кровать. Если пассажир захочет, я расстелю ему постель с подушкой, простыней и одеялом. Кстати, пижамы у нас бывают разных размеров. Бортпроводника класса «Империал» не каждый пассажир видит. Мы находимся в носовой части самолета и одеты иначе. В экономическом и бизнес-классе у девочек есть брюки, юбка и сарафан, а у нас только платье. Причем оно другого дизайна и шьется не по стандартным размерам. Когда я успешно прошла обучение на класс «Империал», с меня сняли мерки и сшили новую форму.

 

О различиях между российскими пассажирами и иностранцами

Как правило, иностранных пассажиров вообще не видно и не слышно. Они тихонечко сядут, а потом либо газету читают, либо фильм смотрят. И всегда очень благодарные, что бы ты ни сделал. Поставил тарелку — говорят спасибо, поставил масленку — снова благодарность. А русские чаще воспринимают все происходящее как данность.

 

О родах на борту

Мне не доводилось принимать роды, но года три назад в нашей авиакомпании такой случай был. На рейсе в Южно-Сахалинск у женщины начались роды. На борту оказалась акушерка, так что все в самолете и произошло. А мама символично назвала мальчика Боингом.

 

О любимом аэропорте

Самый любимый — всегда тот, в который возвращаешься, то есть домашний. А еще сингапурский. Шикарнее аэропорта я не видела: там и водопад, и деревья растут прямо внутри. Одним словом — восторг.

 

Об отдыхе экипажа в ожидании обратного рейса

Организацией отдыха экипажа руководит командир воздушного судна. Так что, куда бы мы ни собрались, нужно получить его разрешение. Кроме этого, запрещено путешествовать в одиночку, обязательно нужно брать с собой коллегу. А еще существует отбой — до 10 вечера надо вернуться в гостиницу. Если рейс в Америку, там уже на следующий день обратно. Плюс из-за смены часовых поясов очень хочется спать, так что не до экскурсий. Я вот во Владивостоке уже была раз тринадцать, но из гостиницы не выбиралась. Хотя море там в пяти шагах от отеля. Но есть заветные рейсы, например на Мальдивы. Там можно три-четыре дня провести на острове.

 

 

«Куколкой» в бизнес-классе называют льняную салфетку, в которую заворачивают приборы. А еще есть слово «умка» — так мы называем несопровождаемых детей. 

 

 

О профессиональном жаргоне бортпроводников

Рейсы туда — обратно в один день мы называем разворотными, а вот дальние, когда мы остаемся в городе, куда прилетели, — эстафетными. «Куколкой» в бизнес-классе называют льняную салфетку, в которую заворачивают приборы. А еще есть слово «умка» — так мы называем несопровождаемых детей. Перед рейсом можно узнать, что сегодня с нами летит пять умок.

 

О словосочетании «бортпроводник в резерве»

Бортпроводник в резерве — это тот, кто подменяет коллегу, если вдруг что-то случилось. Например, бортпроводник едет на свой рейс, встал в пробку и понимает, что ему вовремя не успеть. Тогда он звонит диспетчеру, предупреждает, и вместо него летит бортпроводник из резерва. Каждый бортпроводник так дежурит несколько раз в месяц. Когда идешь в резерв, надо готовить большой чемодан. Я туда и купальник кладу с кремом для загара и шерстяные носки с шапкой. Потому что не знаешь, куда отправят.

 

О разнице между словами «бортпроводник» и «стюардесса»

Когда я только училась, мне было неприятно, когда меня стюардессой называли. Сейчас уже привыкла. Потому что для людей, которые с авиацией не связаны, слово «стюардесса» привычнее. А бортпроводник — это официально и для трудовой книжки.

 

О том, зачем во время взлета и посадки просят открывать шторки иллюминатора

Это делается для того, чтобы видеть, что происходит за бортом. Вдруг какая-то внештатная ситуация, которую может заметить пассажир. Кроме этого, он видит положение самолета и может ориентироваться в пространстве. А ночью, когда в салоне гасят свет, шторки иллюминатора открывают для того, чтобы глаза привыкали к темноте.

 

 

Екатерина Девяткина
26 лет


бортпроводник-инструктор лоукостера «Победа»
стаж полетов 7 лет


 

 

О карьере бортпроводника

Ты приходишь стажером, потом становишься рядовым бортпроводником. Потом можно дорасти до старшей стюардессы, которая управляет кабинным экипажем в рейсе. И следующая ступень — бортпроводник-инструктор, который работает как в офисе, так и летает, ведет свою группу стюардов и обучает стажеров. Наша профессия относится к вредным. Существуют ограничения: девушки могут непрерывно летать семь с половиной лет, мужчины — десять лет. А с 45 лет можно официально выйти на пенсию. Но я на нее, конечно, не собираюсь.

 

О запомнившемся рейсе

У меня был улыбающийся рейс. Бортпроводников часто спрашивают, как можно весь рейс стоять и улыбаться. И пассажиры решили тоже попробовать и устроили флешмоб. В течение всего полета весь борт сидел и улыбался. А еще мне запомнился мой первый стажерский рейс. Я тогда разлила все чайники с чаем, которые были на кухне. А потом еще и сок на пассажира вылила трясущимися руками. Но он отреагировал нормально, не ругался.

 

О нагрузке

На одного бортпроводника на наших рейсах приходится порядка 50 пассажиров. Всего в наших самолетах 189 посадочных мест, а в бригаде обычно четыре стюарда. Это число может быть увеличено до пяти или шести человек, но минимально — четыре.

 

 

На рейсах в Европу пассажиры чаще заказывают рыбу. А вот на таких направлениях, как Турция или Египет, наоборот, просят мясо и курицу.

 

 

О нелепых просьбах пассажиров

Однажды на моем рейсе пассажир долго недоумевал, почему мы не предлагаем ему на выбор несколько блюд. Долго спрашивал: «Ну как же так, как же так?» — а потом поразил всех, предложив нам подвезти недостающий набор. И это на высоте 10 000 м. И знаете, что я еще заметила? На рейсах в Европу пассажиры чаще заказывают рыбу. А вот на таких направлениях, как Турция или Египет, наоборот, просят мясо и курицу.


О внешнем виде

Мне нравится, как выглядит наша форма — жилетка с юбкой выполнены в форме платья. А из аксессуаров мне вполне хватает платка. Я летала в пилотке, и мне она мешала. А к каблукам я привыкла. Когда мы встречаем пассажиров, их высота должна быть 5–7 см. А в горизонтальном полете можно воспользоваться сменкой и надеть каблук пониже. Ну а с макияжем вообще проблем нет. Я и форму погладить, и накраситься, и прическу сделать могу легко за полчаса.

 

О страхе во время полета

Однажды я сильно испугалась, когда при очень плохих погодных условиях мы перегоняли борт из Домодедова во Внуково. Рейс был без пассажиров. Самолет легкий, его так и мотало при боковом ветре. Я думала, что мы выкатимся за полосу, но обошлось. С тех пор уже ничего не боюсь.

 

 

Инна Зайберт
38 лет


старшая бортпроводница
стаж в «Вим-авиа» 8 лет


 

 

О карьере бортпроводника

Некоторые бортпроводники приходят в компанию уже со стажем, но новичков всегда больше. Им необходимо пройти первоначальную подготовку — это три месяца в учебном центре, а потом еще налетать 30 стажерских часов, и только после этого они получают допуск к самостоятельной работе. А дальше особой разницы по направлениям у новеньких и стареньких нет. Разве что на долгие рейсы (как правило, это страны ЕС) чаще отбирают самых опытных бортпроводников. График полетов составляется на месяц вперед, рейсы разные, по России и зарубежью. А еще должно выходить определенное количество летных часов в месяц — это так называемая саннорма. В России это 80 часов в месяц.

 

 

Предельного возраста в нашей работе нет, ты можешь летать до тех пор, пока проходишь медицинскую комиссию.

 

 

О предельном возрасте бортпроводников

Я почти не видела, чтобы у нас летали бортпроводники старше 50 лет. А вот в иностранных компаниях их возраст выше. В России в стюардессы берут с 18 лет, а на Западе, как правило, после 25–30. Предельного возраста в нашей работе нет, ты можешь летать до тех пор, пока проходишь медицинскую комиссию. Другой вопрос, что переход в другую компанию после 40 весьма проблематичен.

 

О питании на борту

У нас свое питание — как у пассажиров бизнес-класса. Оно отличается наличием дополнительных закусок. Как и у пассажиров, есть выбор из трех блюд: рыба, мясо, курица. Рационы питания для экипажа часто меняются, это зависит от сезона.

 

О том, могут ли пассажиры попросить добавку

Как правило, на рейс загружают питание по количеству пассажиров. Но если у нас остаются лишние порции, а какой-нибудь пассажир очень вежливо попросит добавки, то ему, конечно, не откажут.

 

 

Юлия Багаутдинова
28 лет


бортпроводница
стаж в «Аэрофлоте» 3 года


 

 

О дороге до аэропорта

Я живу в Москве. Раньше я ездила в Шереметьево на машине. У меня даже была традиция: обязательно по дороге покупала кофе в пластиковом стаканчике и выпивала его по дороге. К тому же летчикам и бортпроводникам дают скидки на парковку в аэропорту. Но сейчас я пересела на «Аэроэкспресс» — нет риска попасть в пробку.

 

О частоте полетов

У «Аэрофлота» очень высокая интенсивность полетов. Многие рейсы разворотные — то есть в один день туда и сразу обратно. Но когда летим в США или Гонконг, у нас есть время на отдых. Это, как правило, день, не больше. Но все равно можно успеть выйти в город, прогуляться, устроить шопинг. В том же Нью-Йорке мы же не в гостинице при аэропорте живем. На Манхэттен всегда можно успеть выбраться.

 

О турбулентности

Когда я лечу бортпроводником, мне вообще не до турбулентности. Как бы ни трясло, мне все равно. Я на борт прихожу, как к себе домой. Я знаю, что дома ничего плохого не произойдет. Но все меняется, как только я лечу пассажиром. Особенно если еще и другой авиакомпанией. Это явно что-то психологическое. Я начинаю вести себя как самый типичный пассажир: ко всему прислушиваться, присматриваться, волноваться.

 

 

Когда я лечу бортпроводником, мне вообще не до турбулентности. Как бы ни трясло, мне все равно. 

 

 

О том, как кормят пилотов во время полета

Назначают одну из бортпроводниц на рейсе, которая будет отвечать не только за пассажиров, но и за пилотов. Мы пилотов кормим тогда, когда они захотят есть. У них питание довольно сильно отличается и от пассажирского, и от нашего, потому что их рацион должен состоять из определенных ингредиентов. А сама для себя я в полете выработала правило: меньше ем, больше пью.

 

О родах в воздухе

В нашей авиакомпании было немного таких случаев. Первый был давно, пассажирка начала рожать прямо над океаном во время рейса. Сесть было негде, поэтому принимать роды пришлось в воздухе. Экипаж консультировали врачи по радиосвязи из ближайшего аэропорта. А второй случай был в 2012 году — тогда самолет летел из Симферополя. Роды принимали наши бортпроводники и оказавшаяся в числе пассажиров медсестра. После рождения ребенка самолет произвел вынужденную посадку на полпути в Москву. Все прошло благополучно, нас готовят и к таким ситуациям на борту.

 

О флирте с пассажирами

Пассажиры регулярно пытаются флиртовать. Но я ни на одно свидание не соглашаюсь. У меня уже и заготовленный ответ есть: «Летите нашей авиакомпанией еще раз, и мы обязательно встретимся».

 

О профессиональном жаргоне

Самое распространенное — это слово «касалетка». Его уже все пассажиры знают. Касалетка — это такая фольгированная посуда для горячего, в которой можно разогревать. Поэтому бортпроводники так называют еду.

 

О том, что чаще всего воруют

Чаще всего пассажиры уносят пледы, особенно когда в холодное время года рейс из теплой страны. Пассажиры их забирают, а потом в них кутаются.

 

 

Александр Андреев
41 год


бортпроводник-инструктор
стаж в «Вим-авиа» 12 лет


 

 

О своей специальности

Я наставник стажеров. Это значит, что для новичков я и мама, и папа в одном лице. Ко мне они попадают после авиационно-учебного центра. Существует правило, что окончивший АУЦ бортпроводник должен проработать в компании три года, это прописывается в контракте. А еще я присутствую при отборе будущих бортпроводников. Это своего рода кастинг. Первым делом нужно пройти врачебно-летную экспертную комиссию, чтобы понять, годны ли вы к этой профессии по состоянию здоровья. Дальше тесты по психологии: на стрессоустойчивость, например не выльет ли человек пассажиру горячий чай на голову. Ну и конечно, смотрим на внешность, куда без этого. Часто приходят те, кто думают, что бортпроводник — это тот, кто водичку раздает во время полета и все. Таких мы отсеиваем. А еще, знаете, многие просто вбивают в поисковик: «стюардесса зарплата», видят тысяч 50–60, и это для них становится определяющим фактором. Я даже и не мечтал такие деньги получать в свои 18 лет, а главное, не руководствовался таким критерием.

 

О том, что делают бортпроводники, когда все пассажиры спят

Минуты отдыха у нас есть, но прилечь вздремнуть, конечно, нельзя. Каждые 20 минут мы должны проверять салон, туалетные комнаты, узнавать, все ли хорошо с самочувствием пассажиров. Может быть, вы ужасно хотите пить, но не можете нажать на кнопку вызова бортпроводника. А так если я появлюсь в салоне, то вы поймаете меня и попросите.

 

 

Непрямой массаж сердца должен уметь делать любой бортпроводник. Роды, кстати, тоже нужно уметь принимать.  

 

 

О вынужденных посадках

У меня была одна аварийная посадка, когда мы летели из Салоников. У пассажирки случилась диабетическая кома. Мы поняли, что до Москвы она долететь не сможет, а на борту врача не нашлось, поэтому капитан принял решение сесть в Одессе. Пассажирку мы тогда спасли. А вообще, скажем, непрямой массаж сердца должен уметь делать любой бортпроводник. Роды, кстати, тоже нужно уметь принимать.   

   

О страхе во время полетов

Что бы ни было, нужно стоять и улыбаться. Как в фильме «Экипаж», когда отрывался хвост самолета. Когда самолет проходит зону турбулентности, необходимо, чтобы в салоне был бортпроводник. Не должно быть такого, чтобы все стюарды садились и пристегивались. Нам вроде и нужно пристегнуться, но и о реакции пассажиров забывать нельзя. А еще юмор помогает. Я вот люблю сказать: «Посмотрите на меня: я вон без волос — и то уже сколько лет летаю».

 

О внешнем виде мужчины-бортпроводника

Главное для бортпроводника — ухоженные руки плюс пристальное внимание к прическе и лицу. Пассажир на тебя смотрит снизу вверх, поэтому недопустимо, чтобы у тебя волосы из носа росли. Поэтому я пользуюсь матирующими средствами и на маникюр регулярно хожу. Кому будет приятно получить поднос с едой из неухоженных рук?

 

О профессиональных приметах

Главная примета — ничего не зашивать. Оторвались две пуговицы от жилетки прямо перед полетом — иди так. За это ругать не будут. А если пришьешь, обязательно будет задержка рейса или какая-то аварийная ситуация. Что-то да случится.

 

О разнице между российскими и иностранными пассажирами

Иностранцы четко понимают, что самолет — это в первую очередь средство перевозки, и требовать там за два часа полета горячее, а еще шампанского налить — просто глупо. Главное — довезите меня и мой багаж. А российские пассажиры, наоборот, думают, что это ресторан «Седьмое небо» со всеми вытекающими пожеланиями.